Я живой пример того, что русский рэп возможен!
St1m, Жми на play
Вчера все ходили в шортах и майках, изнывая от жары, а сегодня вьюга и бурная зелень укуталась в белую снежную вуаль. Чертов резко континентальный климат!
Что вам рассказать? Про версус? Нее, разве другие события в рэпе кончились? Вот, например, рубрика «личности» давно не обновлялась, подумаете еще, что я знаю всего пару хип-хоп деятелей. Расскажу вам сегодня про St1m’а. Да-да, того самого Стима, которого так не любит популярный ныне Billy Milligan.
Хейтерская аудитория русского рэпа состоит в основном из молодых ньюфагов, которые дают оценку тому или иному исполнителю, смотря только на последние его телодвижения в хип-хоп индустрии. Мы же поступим умнее и проследим творческий путь Никиты Стима с незапамятных времен.
Так же как и большинство талантливых русских рэперов, он долгое время жил за границей, а именно в Германии, чуть ли не столице европейского хип-хопа. Вообще, многие немецкие города связаны с одним или парочкой известных русских рэперов: Шок у всех ассоциируется с Бамбергом, Драго рекламирует собой Киль, а вот Стим город Висбаден. От его названия образована стимовская группа ВиСтанция, именно там он начинал свой путь в большом рэпе.
Как и полагается, по всем канонам, это был баттл-рэп. Причем многие считают, что именно St1m первым стал читать на русском в стиле жесткого немецкого баттл-рэпа. Хотя, отцов русского рэпа набирается несколько десятков, русрэп в этом плане вообще не разборчив и спит с кем попало. Я не берусь утверждать, так ли это на самом деле, но первый альбом ВиСтанция выпустила в далеком 2004 году, года Никите было 18 лет. Там было много фитов с Драго, победителем 3 официального баттла на хип-хоп ру. А спустя год, и сам Стим играючи берет пятый официальный, набирая огромную по тем временам популярность. Интересно почитать его интервью тех лет.
Вот небольшая выдержка от туда (амбиций парню не занимать):
Я вообще не люблю русский рэп в большинстве случаев. Русские мс превратили рэп в какую то философию и рассказывание сказок. Или когда парни из лицея поют про то, что кругом «хоронят молодых», это тоже вызывает у меня стёбное раздражение.
Некоторые рэперы в совке либо просто пересказывают какие-то книги, ими прочитанные, либо пытаются зарифмовать толковый словарик Даля. При этом полностью забивают на технику рифмовки и считки – что, на мой взгляд, ГЛАВНОЕ в качественном рэпе. Писать о том, что «всё хреново и все скоро умрут» может каждый. Я, например, в своих треках никого не хочу жизни учить или усложнять кому-то жизнь нытьём. Я просто читаю то, что хочу и стебусь над всеми и вся. Из русских рэперов на данный момент по пальцам перечесть можно техничных чуваков. Остальное – неудавшиеся поэты.
В 2006 он выпускает микстейп, состоящий из 37 трэков. Кстати, нельзя не упомянуть фирменный стиль строчек Стима: «Я в рэпе билиардный шар, ты в рэпе кубик-рубик». Сравнения я – ты красной нитью проходят через все его баттловые трэки.
Общий посыл mixtap’а отражается в строках:
Русский рэп в моих руках, все МС у моих ног,
Если ты забыл, я напомню: Я – бог!
Game Over
Это Война! Я похороню весь русский рэп в грязи.
Это Война! Я за геноцид всех русских МС.
Это Война! И все противники падут, как лидер их.
Это Война! И я готов вести ее один против всех.
Война
Как бы стандартная схема – задиссить всех, чтобы заявить о себе. Так в последующем сделал и ваш любимый Оксимирон. Но заявка получилась более чем весомая, сделанная технично и качественно. Кстати, к этому времени St1m уже был сольным артистом лейбла KingRing, под предводительством Сереги, чей «Черный бумер» знала вся страна. Также в этой тусовке были ныне известные рэперы как SD и ST.
На самом деле после выхода микстейпа русский рэп в грязи не потонул (потому что и не был изначально чистой субстанцией). Возможно мало кто воспринял 19-летнего подростка всерьез (ведь Басота же сейчас тоже не особо авторитет), но вклад в общее развитие рэпа он внес весомый. Это сейчас много всяких воинов хип-хопа развелось, а по тем временам такой стиль был очень даже интересен.
Но останавливаться на достигнутом молодой и горячий МС не собирался. Спустя год выходит знаменитый альбом St1m’a «Я – рэп». Он содержит трэки с прошлого микстэйпа, «Война» и собственно «Я – рэп», куплеты к которому Стим писал в 17-18 лет. Выходит клип, содержащий в своем названии личное местоимение и жанр музыки, где Стим, Серега, СД, СТ и другие доказывают всем, что русский рэп выбрал их, а другого рэпа нет. Позже выходит клип на трэк «Война», где гангстер Никита, возит в багажнике хейтеров, сжигает кучу дисков своих коллег (в том числе альбом Драго, с которым так задорно начинал), а в финале, его подручный, СД, разбивает битой диск с песнями Тимати.
2007 год. Стиму уже 20 лет и ему в одиночку приходится отвечать за не в меру дерзкую продукцию лейбла KingRing. Расплата за битые диски не заставляет себя ждать, и на беднягу обрушивается кара небесная сильнее, чем перепало Шоку, Галату, Хохлу даже Оби ван Каноби в сумме. Это даже не эфемерный лещ, от которого скорей обидно, чем больно, а с десяток подач в корпус от кикбоксера Джигана, правой руки Тимати. Как водится в рыбных делах русского рэпа, нападающие, вместо благодарных взглядов за свершенное праведное возмездие, получают больше негатива в свой адрес. Но все же хуки и апперкоты достигли своей цели и изменили курс творчества Стима на 180 градусов.
Может быть, и не в физическом воздействии дело, а просто надоело извергать из себя только грязь и строить гангстера. Ведь таких сейчас пруд пруди, а у Никиты действительно талант. И может хватит всем кричать, какой ты крутой, а остальные никто. Так, наверное, и подумал Стим и сжег теперь уже свой диск «Я – рэп», принесший ему большую известность. Но известность лишь в интернетах, а хочется еще и на телек, которому дела нет до междурэперских разборок (ну по крайней мере в 2007 году) и который продолжает блюсти цензуру. Поэтому стоит сделать нечто форматное, например, знаменитая «Сестрёнка», первой попавшая в ротацию каналов и являющаяся камнем преткновения в упреках опопсевания Стима.
«Сестрёнка» и другие хорошие песни выходят альбомом «Достучаться до небес», появившийся уже 2008 году, и радикально отличающийся от всего предыдущего творчества. А последующие альбомы сохраняют и закрепляют новое амплуа. И вообще добрый и взрослый Стим без банданы и широких штанов, начиная с 2008 года, регулярно радует своими песнями. А эти все обвинения, что после «Сестрёнки» он стал попсой, не более, чем зависть или не объективный взгляд. Разве тот же Баста со свои человеком пауком не попса? И вообще, стал рэпер хоть сколько-то известным, начал давать концерты, получил какую-нибудь премию или просто пропел слово в припеве – все, он галимая попса, слушать невозможно. Никогда хейтерам не угодить, они умрут без своего ворчания. А попса, ребята, она в другом, я как-то пытался объяснить.
А еще ST1M много повторяется. Как строчки, так и целиком песни могут быть услышаны на разных этапах его творчества. Например, недавний релиз «Выбирай» очень похож на старые трэки «Будущее наступило» и «Очнись, страна», просто звучит моднее. Та же история с «Быть МС» и «Музыкой». Но и старые и новые песни Стима одинаково приятны на слух, мелодичны и полны жизнелюбия, которого так не хватает в русрэпе.
Billy Milligan
То ли ностальгируя по былым дням, то ли от желания подзаработать Никита напяливает балаклаву и диссит сам себя. Апотом и заодно весь русский рэп. В особенности Black Star. Не так явно, как в 2007, а весьма тонко и с подтекстом он троллит Тимати. Хотя, наверное, слишком тонко, потому что никто и не заметил и не оценил. Разве что, кроме Шока, который наверно прыгал от радости, когда появился очередной рэпер, на которого можно накатать дисс. Хотя по словам последнего «УВАЖЕНИЯ ИЗНУТРИ СУБЖАНРА ТЕБЕ НЕ ВИДАТЬ КАК ОБАМУ В ПЕЩЕРЕ». И очень точно подметил Крипл на версусе: «Нужен ли этот поп-артист, возомнивший, что он хип-хоп-антихрист?». Потому как кроме бесчисленных упоминаний в текстах знаменитых имен, поедания сырого мяса в клипах и крутой кепки, нужно кое-что еще, чтобы подмять под себя сегодняшний баттл рэп. А милигановские панчи, вообще отдельная история, по-моему, в 2005 Стим был гораздо остроумнее.
Но с другой стороны, спустя каких-то пол года, со дня появления на свет, Билли начал собирать полные клубы и ездить с концертами по городам. Так что денюжки-то капают, а респект от коллег вещь такая же эфемерная вещь, как лещ (я кстати, тоже неплохо рифмую).
Зато у Никиты есть сын и любящая жена, в которых он души не чает. А это куда большее достижение, чем все призы всех баттлов мира. На этой счастливой ноте закончим самую большую статью на этом сайте!
Автор в очередной раз радует нас аналитической статьей про очередного исполнителя, на этот раз St1mа. Я у последнего только «Достучаться до небес» слушал на постоянной основе, а Billy Milligan вообще не радует. Но так уж вышло, что я в принципе не фанат баттл — рэпа, да и в нем Billy на последнем версусе не порадовал. Но не уважать его тоже не стоит, он много сделал для формирования жанра. Автор располагает к себе своим мнением, а не сухим перечислением автобиографических фактов.Буду ждать новых статей!!!